Поэтому рационал оценивает эмоционала с тех же позиций, как и посторонних людей (познаём самих себя), и может быть в таком же шоке от собственных действий, как и от действий других людей. Это очень важный и интересный пункт, мы не обладает полной информацией о себе, так как осознаём себя через рационала, который всего лишь часть целого. Соответственно мы обладаем ограниченной способностью повлиять на себя самих. И самое интересное, абстрактные размышления (чем славится философия) никак не могут повлиять на нас, на наши решения, устремления. Поэтому и заключается неспособность философии повлиять на умы людей, так как она апеллирует лишь к малой части сознания.
Религии же (те, которые смогли завоевать множество поклонников) апеллируют к душе, эмоционалу, основному элементу сознания. Поэтому религиозные учения часто внутренне противоречивы, но находят огромный отклик среди людей. В одном они сходятся: заткни рационала и прислушайся к своему сердцу, душе и так далее. Поэтому не одну религию невозможно рационально обосновать или опровергнуть. Никто не прислушается к доводам рационала, но многих увлечёт нечто, что найдёт отклик в их душах. Следовательно массами в определённых рамках сможет управлять лишь тот, кто сможет воздействовать на эмоционала.
Практический вывод заключается в том, что "торжество разума" двадцатого века на практике оказалось не более чем вздором. Люди учатся через эмоционала, рационал ничему научить не сможет. В школе бесполезно преподавать грамматику, модели описания языка через "подлежащие", "сказуемое" не научат человека грамотно писать. Но уроки, построенные на обращение напрямую к эмоционалу, действительно научат людей грамотно писать. Итак во всех областях. Очень многие люди, от спортсменов до учёных, достегают успехов через медитацию, что ничто иное, как затыкание рационала и давание воли эмоционалу. Но и не следует впадать в другую крайность, отрицать важность рационала, который как глаза, уши, орган равновесия, обаяние помогает ориентироваться в окружающем мире и играет значительную роль. Но важно самому рационалу рационально осознать, что хотя он в определённом смысле и наездник, но во-первых, он без лошади ничто, а во-вторых, лошадь во многом сама принимает решения и обладает своими устремлениями.