madezhik (madezhik) wrote,
madezhik
madezhik

Сознание

Любопытный путь проделала психология со времён Фрейда до наших дней. Если Фрейд считал, что под основным сознанием существует подсознание, которое влияет на сознание (в основном в сексуальном плане), то многие современные психологи считают, что "подсознание" и есть основной (скажем, чтобы не запутаться) элемент, который принимает решения, имеет цели, и выполняет всё то, что обычно приписывается сознанию. А само сознание на самом деле всего лишь второстепенный элемент осознания, который пользуется уже плодами "подсознания". Для себя я называю их "эмоционалом" и "рационалом". Некоторые психологи идут ещё дальше, утверждая, что рационал (что мы считаем сознанием), всего лишь элемент, помогающий эмоционалу оценить и предвидеть поведение других людей, не влияющий на принятие решений эмоционалом (то есть у нас отсутствует свобода воли).

Поэтому рационал оценивает эмоционала с тех же позиций, как и посторонних людей (познаём самих себя), и может быть в таком же шоке от собственных действий, как и от действий других людей. Это очень важный и интересный пункт, мы не обладает полной информацией о себе, так как осознаём себя через рационала, который всего лишь часть целого. Соответственно мы обладаем ограниченной способностью повлиять на себя самих. И самое интересное, абстрактные размышления (чем славится философия) никак не могут повлиять на нас, на наши решения, устремления. Поэтому и заключается неспособность философии повлиять на умы людей, так как она апеллирует лишь к малой части сознания.

Религии же (те, которые смогли завоевать множество поклонников) апеллируют к душе, эмоционалу, основному элементу сознания. Поэтому религиозные учения часто внутренне противоречивы, но находят огромный отклик среди людей. В одном они сходятся: заткни рационала и прислушайся к своему сердцу, душе и так далее. Поэтому не одну религию невозможно рационально обосновать или опровергнуть. Никто не прислушается к доводам рационала, но многих увлечёт нечто, что найдёт отклик в их душах. Следовательно массами в определённых рамках сможет управлять лишь тот, кто сможет воздействовать на эмоционала.

Практический вывод заключается в том, что "торжество разума" двадцатого века на практике оказалось не более чем вздором. Люди учатся через эмоционала, рационал ничему научить не сможет. В школе бесполезно преподавать грамматику, модели описания языка через "подлежащие", "сказуемое" не научат человека грамотно писать. Но уроки, построенные на обращение напрямую к эмоционалу, действительно научат людей грамотно писать. Итак во всех областях. Очень многие люди, от спортсменов до учёных, достегают успехов через медитацию, что ничто иное, как затыкание рационала и давание воли эмоционалу. Но и не следует впадать в другую крайность, отрицать важность рационала, который как глаза, уши, орган равновесия, обаяние помогает ориентироваться в окружающем мире и играет значительную роль. Но важно самому рационалу рационально осознать, что хотя он в определённом смысле и наездник, но во-первых, он без лошади ничто, а во-вторых, лошадь во многом сама принимает решения и обладает своими устремлениями.
Tags: записки на полях, размышлизмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments