madezhik (madezhik) wrote,
madezhik
madezhik

Гигиена убийцы

Звезда европейской литературы бельгийка Амели Нотомб стала известной после публикации первой же книги — «Гигиена убийцы». Публику и критиков сразу покорили изысканный стиль и необычный сюжет этого романа. Лауреат Нобелевской премии, писатель Претекстат Tax болен, и дни его сочтены. Репортеры осаждают знаменитость, надеясь получить эксклюзивное интервью. Но лишь одной молодой журналистке удается разговорить старого мизантропа и узнать жуткую тайну его странной, призрачной жизни…

Прочитав эту рекламу, заглянул в книжку, хотя уже с подозрением отношусь к звёздам бельгийской литературы. Фабула романа собственно и описана в рекламе: Претекстат размазывает репортёров по стенке, и лишь бойкой дамочке удаётся его раскрутить. Большую часть романа занимают утверждения о том, что авторов не читают. Сама трагедия, которая разыгралась давно, описана весьма шаблонно, чувствуется, что автору нет дела до этих людишек, да и окончание весьма натянуто. Но вот страстные монологи о читателях, которые не читают, написаны вдохновенно, ярко, с чувством горечи.

Мне этот момент показался занимательным. Очень часто от авторов можно услышать жалобы, дескать, люди не читают, не понимают ни мыслей авторов, ни их задумок. И эти обвинения звучат так, что чувствуешь себя виноватым, да, действительно, оплошали мы, читатели, ленимся читать, а уж мозгов понимать и вовсе не хватает! Но позвольте... а почему мы должны кого-то читать? Кто вбил в головы людям, что им следует читать? И откуда появляется это чувство вины? Мне это представляется неоправданным.

Зачем нужны книги? Книги нужны, чтобы передавать знания. Но так ли много знаний, которые обязательно следует передавать последующему поколению? Нет конечно, немного историю, мудрости, накопленных знаний, всё это уместиться в небольшой библиотеке. Передача знания без собственного опыта невозможна, поэтому тратить время на чтение бессмысленно, само по себе оно ничего не даст. Разумеется, чтобы быть культурным человеком, следует прочитать некий минимум, но его более чем достаточно. Живое общение даст неизмеримо больше, чем сотни томов книг.

Художественная литература изначально являлась развлечением, и остаётся такой на сегодняшний день. Глубокомысленные размышления автора? Никому до них нет дела. Каждый человек живёт свою реальную жизнь, и уже этим самым фактом он превосходит всех вымышленных героев вместе взятых. Поэтому это не авторам следует стыдить читателей за отсутствие интереса, а наоборот, читатель сам решает, на что ему потратить время своей единственной и неповторимой жизни. Стенания же авторов, ах, я так гениальный, но никто меня не читает, смешны. Ну что такого может сказать автор любому человеку? Ничего.

В этом и состоит проблема современных авторов, да, они выучились писательскому ремеслу, да, написали книжку, но ни у кого из них нет опыта, им нечем делится с читателями. Глубокомысленные измышления ничего не стоят, пока они не прошли очищение реальным опытом. Тонны книг, которые выпускает промышленность, не имеют к реальности никакого отношения. Хорошо сбитые, качественные подделки, лежащие на складах, ждущие, когда их кто-то купит. Одна из книг становится бестселлером, чисто по статическим причинам, что заставляя автора надуваться от гордости, к жгучей зависти других, оглашающих вселенную горестными воплями "Почему? Почему нас не читают?"
Tags: заметки на полях
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments