madezhik (madezhik) wrote,
madezhik
madezhik

Что такое искусство?

Этот вопрос, как ни странно, давно волновал меня. Интуитивно я чувствовал ответ, но никак не мог его сформулировать. И вот недавно всё встало на свои места. Упрощённо это можно представить следующим образом.

350px-Bathing_of_a_Red_Horse_(Petrov-Vodkin)


В течении многих миллионов лет развивался не только органы чувств, но и наш мозг. В результате предок человека, мог различать цвета, звуки, запахи, он мог видеть окружающую обстановку. Видеть это очень сложный процесс, надо определить контуры предметов, сложить из мозаики пятен такие понятия как “ветка”, “плод”, “змеюка, которая прячется за тем кустом”. Это настолько сложная задача, не смотря на весь прогресс, компьютеры даже близко не подошли к решению. Точная координация движений.

Так же усложнялся внутренний мир. Эмоции позволяли завязывать сложные социальные отношения, зеркальные нейроны позволили появится протоязыку, второй замечательной способности после зрения, возможности “понимать”, что делает другой. Жесты другой особи вызывают отклик зеркальных нейронов, и появляется чувство того, что другой делает. (Может поэтому мы жестикулируем при разговоре? Доносим свою мысль не только словами, но и жестами.)

Всё это привело к тому, что некоторые жесты, действия, предметы стали действовать на других особей. Возникло искусство. Возник внутренний Художник. Но не следует думать, что Художник это исключительное свойство людей. Художник встречается в животном мире, например, шалашники.

2550716_original

Все способности Художника помогают выжить и оставить потомство. Но происходит непредвиденное. Одна обезьяна падает с дерева и стукается об землю головой. Появляется мутация в мозгу, которая приводит к сильному усиление лобных долей. Появляется внутренний Умник, который превыше всего ставит разум, слова. Это тот несносный болтун, который без конца болтает внутри нас.

Превыше всего это не метафора. Умник подавляет Художника. Умник вовсе не злой. Просто Умник оказался куда важнее для выживания. А ресурсы в мозгу ограниченны. Поэтому предпочтение отдаётся Умнику. С другой стороны, Умник не может вытеснить Художника, так как многие навыки Художника по прежнему необходимы. Но теперь Художник выполняет черновую работу, он делит мир на объекты, а Умник в белых перчатках их катализирует. У чувствует себя при этом очень важным.

Но конечно не всё так просто. Художник и Умник переплетены между собой. Можно даже сказать, у нас существует два мозга. Но когда всё слаженно действует, мы чувствуем себя одним целым. Но это чувство обманчиво. Существуют каналы в мозгу, которые понимает Художник, но которые не слышит Умник.

Вот и мы и подошли к пониманию того, что такое искусство. Искусство, это когда произведение действует на внутреннего Художника. А если нечто не находит отклик у внутреннего Художника, то это не искусство. Произведение может быть каким угодно: картина, музыка, танец, узор на ковре, здание, парк, одежда, мебель, город, корабль, да что угодно.

В этом смысле “Купание красного коня” является искусством. А “Чёрный квадрат” им не является. Так как первая картина находит отклик у Художника. А вторая никакого отклика не вызывает. Но тут встревает Умник, и начинает объяснять, почему эта картина важна. Безусловно, “Чёрный квадрат” очень важное явление в культуре.

Но настоящее искусство не надо никому объяснять. Внутренний Художник существует во всех нас. Он не понимает границ, политической сообразности, учёности и прочего. Он либо наслаждается произведением, либо нет. Конечно, для более глубокого понимания произведения, чтобы понять наслоённые смыслы, требуется образование. Но основной вывод делает Художник. Так что довольно просто определить, что перед вами: искусство или нет? Стоит внимательно прислушаться к внутреннему Художнику.

В заключении можно сделать несколько выводов. Может потому художники (в самом широком смысли) и не от мира сего, потому что у них большую часть ресурсов “захватывает” внутренний Художник. Сбрасывая оковы Умника, они теряют возможность контролировать себя, свои порывы, вести себя “разумно”. Но не следует думать, если вдруг начать вести себя развязно и по дурацки, то вдруг проснутся художественные способности.

Теперь можно и объяснить пристрастие “криэйторов” к разным родам веществам, как-то марихуана или “кислота”. И действительно, они подавляют Умника, в некоторых случаях даже удаётся воспользоваться этим опытом. Но большинство просто тупо тупит в таком состоянии. Так же существуют различные эзотерические практики, как например Кундолини-йога.

76455043_71004623_x_f8f25b2d

С помощью специальных упражнений сбрасываются оковы Умника. В результате этой встряски, если человек не сходит с ума и переживает этот опыт, происходит перераспределение “полномочий” между Художником и Умником. В человеке просыпаются художественные способности, он начинает творить. (Изначальная цель Кундулини была куда проще - бурный оргазм без партнёра. Собственно слово Кундулини это и означает.)

Многим кажется, в этом и состоит смысл жизни, чтобы выпустить на волю внутреннего художника. Дескать в этом и проявляется высшая благодать, стоит рискнуть всем, даже жизнью. На это мне нечего сказать. Каждый для себя решает сам. Лично мне хотелось познакомится бы с моим внутренним Художником поближе, но я не готов расстаться со своим Умником. Он мне нравится. Но можно попробовать наладить диалог между ними через искусство. Через настоящее высокое искусство. Это то, что находит отклик одновременно у обоих, как у Художника, так и у Умника, и в этот момент они становятся одним целым.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments