madezhik (madezhik) wrote,
madezhik
madezhik

Эволюция и религия

Вместо политики решил почитать про науку. Натолкнулся на спор эволюционистов и креционалистов. И подумалось мне вот о чём.

Лавинообразно множатся свидетельства, наше “Я” продукт устройства мозга, наши чувства, такие как любовь, преданность тоже суть биохимические реакции. Но так как устройство мозга наследуется, то нет ничего антинаучного в предположении, что более сложные поведенческие паттерны тоже наследуются. Например, способности к языкам. Конечно конкретный язык, конкретные слова не наследуются, но сама способность различать слова, предложения итд. вполне наследуется. А так как эта способность может дать очень существенные преимущества, то она вполне могла закрепиться через половой отбор (девушки предпочитают тех, у кого язык хорошо подвешен).

Но и более сложные паттерны вполне тоже наследуются через гены, например мораль. Опять же не конкретное содержание, а способность “чувствовать правду и поступать согласно ей” (что Кант называл нравственным законом внутри нас). Конкретное очертание мораль приобретает через воспитание и культурный контекст. Но можно представить выгоды наличие морали для общества в целом. Мораль это ведь не только ворчание насчёт длины юбок. Это не укради последний кусок хлеба у соседей, не убий ради развлечения, это этические правила, которые делают популяцию более организованной, более сплочённой, более успешной, чем “варвары”, и соответственно больше потомства оставляющую.

А от морали до религии один шаг. Религиозники утверждают наоборот, что религия делает людей более моральными. Я же считаю, что мораль первична, это нравственный закон внутри нас, и уже по этому признаку люди объединяются, и их общая способность уже формирует саму религию (если рассмотреть Православие, то это не тоже самое, что и христианство. Опять же протестантизм сформировали совсем другие люди). И так же можно предположить, что предрасположенность к религиозности давала популяции существенные преимущества по возможности объединения и распределения ресурсов. Что давало преимущества и закреплялось. Но так же слишком большая способность к религиозности заводила общество в тупик, в “застой”, в результате популяция вымирала или поглощалось другой. Так что к способности моральности добавилась способность критически мыслить.

В результате такого отбора и возник современный учёный, в котором переплетается моральность (долг учёного, честность), служение идеалам просвещения (религиозность), непоколебимая вера в существование Истины (религиозность) и критическое мышление.

Так что вполне может быть, что религиозники правы, говоря, что без религии не возник бы прогресс в науке, да и наука, как таковая. Но вполне правы и учёные, говоря о эволюции. Очень вероятно, что сама религиозность это результат эволюции. Как и способность стоять на своём не смотря ни на что.
Tags: психо, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments