madezhik (madezhik) wrote,
madezhik
madezhik

О фильтрах

В прошлой заметке я поделился соображениями о чёрно-белой фотографии. В этой мне хочется замолвить слово о фильтрах. Не о цветных стёклах, а о небольших программах, которые изменяют вид фотографии в фоторедакторе, о подмножестве, которые придают фотографии вид “под плёнку”. Эти фильтры стали известны в основном Инстанграму, и часто вызывают усмешку у “продвинутых” фотографов, дескать баловство это на потеху публике. Но так ли это?

Когда появились цифровые камеры, то ожидаемо начался спор “плёнка” против “цифры”. Нет смысла приводить аргументы за и против, цифровые фотоаппараты гигантскими шагами в своём развитии по технических характеристикам обогнали “плёнку”, и сегодня “плёнка” практически не производится. Можно подумать, что спор решился однозначно в пользу “цифры”. Но так ли всё просто. В чём же состояло очарование плёнки? Вовсе не в технических характеристиках. Чтобы это понять, нужно обратиться к истории возникновения и развития плёнки.

Сам принцип действия плёнки довольно прост. На плёночную основу наносится эмульсия, в которой под действием света происходят определённые изменения. Чтобы эти изменения сделать видимыми, плёнка подвергается химическому процессу “проявке”. В результате появляется изображение. Трудности начинаются в деталях. Довольно скоро инженеры ведущих фирм, производящих плёнку, продвинулись в техническом плане так далеко, что стало непонятно, куда двигаться дальше. Инженерам и химикам всё интересно, но коммерческой фирме хочется видеть прибыль, а не приумножать знания и умения.

Соответственно конечный результат должен нравится людям. И к разработке новых видов плёнок привлекли других специалистов, художников, искусствоведов и так далее, и тому подобное. Они оценивали усилия технических работников с эстетической точки зрения. В результате многолетних усилий появились виды плёнки, которые завоевали признания и любовь многих людей. Таким образом, определённые марки плёнки стали не просто технической возможностью фиксации изображения, а по праву стали инструментом художественного самовыражения фотографов.

Плёнка перестала быть “просто плёнкой”, она взяла на себя функцию перевода изображения в определённое художественное пространство. Почему художественное? Так как это пространство не является объективным, это субъективное восприятие. Но тем не менее, эта функция обладает эстетической ценностью, так как возникла из целенаправленных усилий многих “художественных” специалистов, вобрав в себя их опыт. И фотографы получили новый инструмент для самовыражения, выбрав ту или иную плёнку, фотограф выбирал и цветовое решения будущей фотографии. Другими словами, они в своей работе использовали “фильтры”.

И хотя цифровая фотография в техническом отношении намного перегнала технические возможности плёнки, перед современными фотографами встала прежняя дилемма: каким образом воспользоваться этим богатством возможностей? Это вовсе не такая тривиальная задача, как может показаться на первый взгляд. Как перевести технический снимок в определённое художественное пространство? Как воспользоваться тем богатым художественным опытом плёнки?

И вот на помощь фотограф и пришли фильтры. Вот эти небольшие программы, которые в фоторедакторе изменяют изображение “под плёнку”. Следовательно само использование фильтров не только оправданно, но даже в некоторых случаях необходимо. И в любом случае это прекрасное подспорье современным фотографом, которое служила верой и правдой многим поколениям фотографов. Только следует в виду, что не любой фильтр автоматически становится инструментом, только те, за которыми стоят художественные традиции.

К сожалению, появились множество программ, которые прекрасно и легко манипулируют изображениями, но над этими фильтрами работали программисты, к разработке не привлекались другие специалисты, соответственно художественная ценность таких фильтров очень сомнительна и по праву вызывает нарекания. Следовательно, отказываться надо не от использования фильтров как таковых, а от использования халтурных фильтров. Использование фильтров, за которыми стоят многолетние художественные традиции, вполне оправдано.
Tags: размышлизмы, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments