madezhik (madezhik) wrote,
madezhik
madezhik

Чёрно-белая фотография

Довольно часто можно услышать, что дескать цвета отвлекают от “главного”. Поэтому чёрно-белая фотография является более “духовной”. На мой взгляд это в корне неверно. Дело тут вот в чём.

В отличии от реального мира, с его богатством красок, любое произведение это сужение палитры доступных цветов. В этом нет ничего страшного, так как человек может воспринимать цвета в очень широком диапазоне, не теряя при этом чувства “как на самом деле”. Другими словами, одно и тоже изображение можно наполнить различными оттенками, и люди будут воспринимать картину так, как будто она и на самом деле передаёт “реальные” цвета. Но будут ли они так воспринимать в любом случае?

Нет, не в любом. Только в том случае, если оттенки цветов меж собой находятся в особом равновесии. Этого равновесия не существует в абсолютном исчислении, так как таких равновесий множество. Как следствие, у каждого художника появляется своя палитра, свой набор красок, которыми он и рисует, выражая всё остальное. И когда мы смотрим на картину, но не смотря на буйство красок (или наоборот, как бы на их отсутствие), то у нас возникает чувство доверия, чувство “всамоделошности”.

В этом отношении цветная фотография ничем не отличается от холста и красок, она не может отобразить всё многоцветие мира, поэтому вполне уместно говорить о доступной палитре, с помощью которой фотограф может изобразить свой сюжет. Но тут ему приходится несколько труднее, чем художнику. Так он не может взять любую палитру и нарисовать картину (я не рассматриваю вариант, когда фотографию заново рисуют в фоторедакторе), он вынужден подстраиваться под обстоятельства, если он не снимает в студии, и в его распоряжении нет любого света. Особенно если он работает в жанре “что вижу, о том и пою”.

И довольно часто наступает конфликт. Сам по себе сюжет интересен, но отображённые цвета не находятся в равновесии, они “мешают”. Но в место попытки осознания, что же тут “мешает”, вместо попыток привести разбалансированную палитру к гармонии, прибегают к кардинальному средству: к уничтожению вообще всех цветов. Фотография переводится в чёрно-белую. В каком-то смысле цель достигнута, фотография становится гармоничной.

Но фотограф в этом случае становится похож на повора, который не может совладать со специями. И в место того, чтобы попытаться разобраться в них, потратить время на изучение специй, поэкспериментировать, попробовать разные “звучания”, он берёт все специи, включая соль и перец, и выкидывает всё на помойку. А своим клиентам он объявляет, что отныне он готовит только здоровую пищу, для авторитета притянув за уши какую-нибудь братха-йогу.

Ничуть не пытаясь умалить искусство чёрно-белой фотографии, я всё же считаю, что хорошо подобранная палитра цветов не только не “мешает” фотографии, а наоборот, делает её жизненной. Если бы в чёрно-белой палитре был бы особый смысл, то и все художники писали бы только в этой палитре, но мы наблюдаем совсем обратную картину, они серьёзно разбираются со цветами. Так и фотографом следует воспользоваться этим богатым наследством, а не ставить “галочку” в настройках “B&W”, считая, что тем самым все проблемы художественного выражения волшебным образом разрешаться.
Tags: размышлизмы, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments