madezhik (madezhik) wrote,
madezhik
madezhik

Толкиен как зеркало англосаксонского мира

Наступил 2017 год, скоро инаугурация нового президента США, и многие гадают на кофейной, как же измениться отношение верхушки англосаксонского мира по отношению к русским, многие ждут разрядки. Спешу успокоить: никак не измениться. Это отношение вшито в сам культурный код англосаксонского мира.

Чтобы ознакомиться с ним, не нужно читать какие-либо особенные книжки или смотреть особенные фильмы. Многие любимые нами книжки пестрят этими деталями, которые мы не замечаем. Кем считают себя они? Как думают? Каким образом действуют? Что ожидать от них? Всё это есть в детективах, романах, фильмах.



Для примера возьмём известную трилогию Джона Рональда Руэла Толкиена «Властелин колец». Как можно делать далеко идущие выводы по фантази? Но нас интересует не фактология, а национальный характер, который проявляется в мелочах. На охоту за ними мы и оправимся.


Характерной особенностью Средиземья является концепция «крови»: есть хорошее происхождение, потомки этой крови благородны, умны, мудры и по праву властвуют, и есть плохая кровь, потомки таких ветвей по определению злы и их можно убивать лишь по причине происхождения.

Что представляет собой Средиземье? Это некоторые земли, на которых живут «Свободные народы». Которые время от времени заключают Союз. Она так и называется «Союз свободных людей». Решение этого союза называется «Воля свободных людей». По определению, действия этого союза являются благими, хорошими и правильными, сопротивляться которым могут лишь злые существа. В нашем мире и в наше время эта концепция носит название «Мировое сообщество».

Что это за народы? Ровнее среди свободных народов это, конечно же, эльфы. Они сильны, проворны, мудры, красивы, бессмертны. Стреляют и режут всё, что движется. Вмешиваются во все дела. Потому что могут. Потому что считают это правильным. Являются предводителями свободных народов. По факту своего происхождения. Кто в этом сомневается, тот прислужник зла и того нужно убить. В нашем мире эльфы, конечно же, англосаксонская аристократия. Бессмертие символизирует несменяемость аристократических семей, хотя члены этих семей смертны.

Далее, идут гномы. Они менее благородны, однако, тоже живут долго, имеют свою аристократию (бесчисленные колена), и монопольно владеют добычей и продажей золота и драгоценностей. Конфликтуют со всеми, но все правители прибегают к их услугам. Живут замкнуто и скрытно, что символизируют пещеры. Соглашаются на второе место после эльфов, но без энтузиазма. В нашем мире понятно кто.

Далее, идут люди. Сами люди в мире Толкиена довольно бессмысленные и никчёмные создания, которые ничего особенного создать не могут, кроме небольшой ветви, которая преклоняется перед эльфами. Они считаются благородными, но, конечно, только среди людей. Эльфов это забавляет, гномы это игнорируют. Те народы, что на службе у эльфов, причём служат за свой счёт (характерная особенность), развитые народы. Остальные не стоят упоминания.

Это основные хороши народы? А кто же злые? Это гоблины и орки. Гоблины живут в горах, по сути, это то же самое, что и гномы. Но происхождением не вышли. Поэтому жизнь их ужасна, обычаи противные, и хорошо, что такую погань скрывают пещеры. Почему? Ну так это ведь гоблины. Орки могут жить в горах и на равнине. Орки — это неправильные эльфы. Они тоже ужасны, противны и злы по определению. Гоблинов и орков можно убивать, не задаваясь вопросом «почему»? Потому что они зло. В нашем мире многие народы занимали это место, от китайцев, индейцев до, теперь, до русских. Они злые по определению и их можно уничтожать по факту рождения.

Главный злодей — это Саурон. Кто он? Он слуга Мелькора. Кто такой Мелькор? В нашем мире он ближе всего к ангелу. В чём он провинился? Он не захотел петь в общем хоре, быть бездумным инструментом создателя. Поэтому он был объявлен злодеем и остальные пошли на него войной. Этот момент я считаю очень характерным для англосаксонского мировоззрения: ты виноват лишь тем, что не хочешь петь со всеми вместе в хоре ту песню, что тебе сказали, поэтому ты зло и с тобой можно делать всё что угодно, не задаваясь другими вопросами. В нашем мире и в наше время параллели очевидны.

В короткой заметке невозможно перелопатить всю трилогию. Но хотел бы обратить внимание на волшебников: это некие старцы, которые бродят по Средиземью, обладая властью и знаниями, и вмешиваются во все дела. В нашем мире и в наше время параллели более чем очевидны.

Как же борются «Свободные народы» Средиземья? Во-первых, они убивают орков везде, где только могут, не рефлексирую по этому поводу. Раз раскосая азиатская рожа в странном одеянии, то следует убить. Потому что так правильно. Во-вторых, они отправляются к границам Мордора, страны, которой они не знают, страны, которую населяют не те народы, страны, которая управляется не тем правителем. Поэтому надо всех убить и всё разрушить. Но интересен сам способ! Пока они шумят на границе, отвлекая внимание и силы правителей этой страны, они отправляют туда диверсионный отряд, который должен разрушить страну изнутри. Готовый сценарий «цветных революций».

Когда читаете англосаксонскую книгу или смотрите фильм, попытайтесь обратить внимание на подобные мелочи. Они проявляются практически в любом произведении. Одно время я думал, что это пропаганда, но ни одна пропаганда не сможет контролировать всего. Это мировоззрение вшито в их культурный код: главное происхождение, благородному сойдёт с рук всё, а зло идёт от низкорожденных, которых можно убивать лишь за их происхождение. И мир станет чище. Особенно опасны те, кто отказывается петь со всеми вместе в хоре требуемую мелодию. О да.
Tags: англосаксонцы, заметки на полях, толкиен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments